Китайская школа международных отношений в исследованиях российских ученых
Российское китаеведение, № 3 (4) , - Стр. 53 - 68
В статье анализируется вклад российских исследователей в изучение китайской школы международных отношений (МО) в контексте усиления дискурсивной силы КНР и продвижения китайских внешнеполитических концепций, ряд из которых имеет корни в академических исследованиях китайских ученых. Основной акцент сделан на монографии Е.Н. Грачикова «Китайская школа международных отношений: на пути к большим теориям», вышедшей в 2021 г. Данная работа на текущий момент является наиболее комплексным и полным российским исследованием по становлению и развитию китайской школы международных отношений. В книге освещаются четыре основных направления: эволюция и становление школы международных отношений в КНР в разные исторические периоды, развитие теории международных отношений (ТМО) как дисциплины, основные идеи китайской школы ТМО и особенности китайской культуры. Даже через несколько лет после публикации монографии по-прежнему можно увидеть подтверждение основных тезисов Е.Н. Грачикова и появление новых идей в китайской школе международных отношений, усиливающих ее самостоятельность и самобытность (в частности, в 2023 г. была опубликована книга о «позиционном реализме»). Помимо этого, растущее внимание к идеям Си Цзиньпина и сохранение в политическом дискурсе идеи китаизации марксизма помимо обращений к традиционной культуре в ближайшем будущем могут создать дополнительный контекст для развития китайской школы международных отношений.
Стр.: 53 - 68
Язык: рус