Логотип
|

Народные верования в философии Лян Шумина

Российское китаеведение, № 4 (5) , - Стр. 93 - 106

В 1910–1920-х годах центральным правительством Китайской респуб- лики и местными администрациями были закрыты многочисленные храмы, посвященные божествам народных культов. Их здания использовали для новых школ, полицейских участков и других гражданских учреждений. Часто эти действия имели выраженную антирелигиозную составляющую. Начало такой практике было положено еще в конце XIX в., когда реформаторы, ссылаясь на нехватку зданий для сельских образовательных учреждений, начали захват храмов, по их мнению, бесполезных для общины. С одной стороны, подобные явления были обусловлены тем, что в становящейся парадигме «нового Китая» обыденный народный политеизм рутинно квалифицировался как «суеверие»; с другой – они имели корни в борьбе имперских чиновников с «порочными культами» (инь сы), насчитывающей столетия и ведущей начало еще с позднеханьских времен. Лян Шумин, философ и общественный деятель, с конца 1920-х годов – один из ведущих участников движения «аграрного строительства», лично участвовал в кампании по избавлению деревни от суеверий, работая в Шаньдуне. Лян Шумин предлагал для кампании и теоретическое обоснование, предполагая заменить религию обновленной конфуцианской системой «ритуала и музыки». Многие локальные культы, в основе которых лежало, по его мнению, не соответствующее потребностям современного Китая мировоззрение, он воспринимал как помеху таким преобразованиям. При этом термин «суеверие» для философа имел нетипичное для этого периода смысловое наполнение. Существенный пласт китайской народной религии Лян Шумин считал не только совместимым с конфуцианством, но и органическим дополнением к нему. В статье на материале работ Лян Шумина разных лет рассмотрено соотношение взглядов этого мыслителя на популярные ханьские культы с его собственной философией культуры/истории в целом.

PDF