Логотип
|

О трактате Лян Цичао «Мой взгляд на смерть и жизнь» (1904)

Российское китаеведение, № 2 (3) , - Стр. 59 - 87

В статье рассматривается проблема взаимодействия интеллектуальных традиций Китая и Запада на основании исследования трактата Лян Цичао “Мой взгляд на смерть и жизнь” (1904). Стремление китайского мыслителя осмыслить проблемы этического статуса индивида и нравственного состояния общества стало предпосылкой для обращения к темам бессмертия души, воздаяния, трансформации и эволюции. С опорой на учения Древнего Китая, буддизма, христианство и западную общественно-научную мысль Лян Цичао противопоставлял смерть человека как “единицы” бессмертию “целого”, различные уровни которого образуют семья, общество, государство и человечество. Особое внимание уделено рассмотрению тезиса Лян Цичао о совпадении ключевых идей буддийской философии и западной теории эволюции - изменчивость неуничтожимого мира и существование в человеке духовного начала. По мнению китайского мыслителя, кармы отдельных людей соединяются в рамках общности, заслуги индивида становятся частью “славы” клана и общества, мудрецы и герои сохраняют влияние после смерти благодаря передаче их добрых дел “большому Я”. Поскольку забота лишь о собственном благе не позволяет человеку внести вклад в развитие целого, Лян Цичао призвал соотечественников не бояться жертвовать жизнью ради других, поскольку они смогут стать частью духа общего. Проведенное исследование позволяет составить более полное представление об особенностях общественных и психологических изменений, происходивших в Китае на рубеже XIX-XX вв. под воздействием западной мысли.

PDF