Логотип
|

Канси и Петр Великий: китайский взгляд на двух императоров

Российское китаеведение, № 1 (1) , - Стр. 155 - 170

В статье рассматриваются подходы и методы сравнительно-исторического изучения деятельности цинского императора Канси и российского императора Петра Великого, а также оценки их места и роли в истории, характерные для китайской исторической литературы и массового сознания. Современные китайские историки, рассматривая период правления трех цинских императоров (Канси — Юнчжэн — Цяньлун), именуют его Эпохой процветания. Они отмечают, что в то время имело место усиление государства, была расширена его территория и укреплены границы, наметился экономический подъем и увеличилось население Китая. В последнее время в КНР растет интерес к изучению всемирной истории и определению места Китая в мировом историческом процессе, развиваются сравнительно-исторические, компаративистские исследования. Китайских историков и широкую общественность привлекают знаковые фигуры мировой истории. В этом ряду особое место принадлежит российскому императору Петру Великому, чей образ получил широкое распространение в трудах китайских мыслителей еще в XIX веке. Именно тогда слава царя-реформатора — мудрого правителя огромной страны, закрепилась за Петром I надолго, и этот образ остается востребованным вплоть до настоящего времени. Петру I посвящены страницы в школьных учебниках и фундаментальные научные исследования, научно-популярные телевизионные фильмы и сетевая литература, его деятельность и черты характера обсуждаются в интернете. Для многих китайцев царь Петр олицетворяет Россию, ее военную мощь, науку, технику, культуру. Сравнивая двух императоров, многие китайские историки отмечают, что Канси существенно укрепил государство, расширил его территорию, разработал стратегию стабилизации Китая в конкретных исторических условиях и обеспечил длительное устойчивое развитие, а русский царь Петр не только укрепил государство и усилил армию, но и решился на проведение масштабных реформ, в результате чего Россия совершила рывок вперед в своем развитии.

PDF